Публикации
Гроупедия
Перейти к содержанию
С.Хотабыч

Механизм фотосинтеза.

Рекомендуемые сообщения

Перемещаясь по просторам Интернета мне удалось побывать на одном из уроков , где учённые мужи рассуждали о каких-та механизмах… :kos: о чём, собственно говоря, мне и захотелось поделиться с вами, правда вот только был я сильно задумчив на уроке и некоторая информация может быть искажена моим воображением, а  тема урока была:

 

Механизм фотосинтеза.

 

Цель урока: Создание целостного представления о механизме фотосинтеза предметами физики, химии и биологии.

 

Задачи урока:

-рассмотреть физические, химические и биологические процессы механизма фотосинтеза;

-показать приспособление к фотосинтезу на уровне- лист, ткань, клетка;

-проверить умения учащихся делать обобщения и анализировать рассматривые процессы.

 

Из оборудования:

-проектор;

-компьютер;

-таблица «Клеточное строение листа»

-живые растения

-презентация «Строение молекулы хлорофилла», «Строение молекулы хлорофилла(структура порфина)»,»Процесс фотолиза воды», «Процесс переноса электронов»;

-оптическая скамья «Шкала электромагнитных колебаний»

-дисперсионная призма.

 

Значит-с вот такая интерактивная лекция. Выяснялись понятия: устьица, осмос, диффузия, орбита (электронный слой, энергетический уровень), протонный канал, фотолиз, строма, граны, химиоосмос, кванты, фотосинтез, фотосистема 1, фотосистема 2, нанометр, фотосинтетические пигменты. :wacko:

 

В ходе урока начали с повторений, вспоминали приспособления у растения к фотосинтезу….. тут заходит учитель по биологии:

- А ну-ка, прокомментируйте слова К.А.Тимирязева, когда он назвал растения зелёным посредником между Землёй и Космосом?

Понятно…А теперь рассмотрим механизм фотосинтеза с позиции биологии, химии, физики. Что же  нам предстоит выяснить:

 

1. Лист как орган фотосинтеза.

2. Особенности ассимиляционной ткани.

3. Хлоропласт, его происхождение и строение.

4. Фотосинтетические пигменты.

5. Фазы фотосинтеза.

6. Фотосинтез и законы науки.

7. Пути повышения продуктивности фотосинтеза.

 

Лист как орган фотосинтеза.

Рисуем лист…. :smile:

gallery_7925_1345_101675.jpg

опс.. не то! вот лист:

post-7925-0-49800800-1381340949_thumb.jpg

 

Как правило, лист состоит из следующих тканей:

 

Эпиде́рмис — слой клеток, которые защищают от вредного воздействия среды и излишнего испарения воды. Часто поверх эпидермиса лист покрыт защитным слоем восковидного происхождения (кутикулой).

 

Мезофи́лл, или паренхи́ма — внутренняя хлорофиллоносная ткань, выполняющая основную функцию — фотосинтез.

 

Сеть жи́лок, образованных проводящими пучками, состоящими из сосудов и ситовидных трубок, для перемещения воды, растворённых солей, сахаров и механических элементов.

 

У́стьица — специальные комплексы клеток, расположенные, в основном, на нижней поверхности листьев; через них происходит испарение воды и газообмен.

 

gallery_7925_1345_30554.jpg

 

 

Эпидерма — наружный слой многослойной структуры клеток, покрывающий лист со всех сторон; пограничная область между листом и окружающей средой. Эпидерма выполняет несколько важных функций: защищает лист от излишнего испарения, регулирует газообмен с окружающей средой, выделяет вещества обмена и в некоторых случаях впитывает воду. Большинство листьев имеют дорсовентральную анатомию: верхняя и нижняя поверхности листа имеют различную структуру и выполняют разные функции.

 

Эпидерма обычно прозрачна (в её строении отсутствуют либо присутствуют в недостаточном количестве хлоропласты) и снаружи покрыта защитным слоем восковидного происхождения (кутикула), который препятствует испарению. Кутикула нижней части листа, как правило, тоньше, чем на верхней, и толще в биотопах с засушливым климатом по сравнению с теми биотопами, где недостаток влаги не ощущается.

 

В состав ткани эпидермы входят следующие типы клеток: эпидермальные (или двигательные) клетки, защитные клетки, вспомогательные клетки и трихомы. Эпидермальные клетки самые многочисленные, крупные и наименее приспособленные. У однодольных растений они более растянуты, чем у двудольных. Эпидерма покрыта порами, называемыми устьицами, которые являются частью целого комплекса, состоящего из поры, со всех сторон окружённой содержащими хлоропласт защитными клетками, и от двух до четырёх побочных клеток, в которых хлоропласт отсутствует. Этот комплекс регулирует испарение и газообмен листа с окружающей средой. Как правило, количество устьиц на нижней части листа больше, чем на верхней. У многих видов поверх эпидермиса вырастают трихомы.

 

Тут заходит учитель по физике и заводит свой разговор:

- Солнце является источником широкого спектра электромагнитных волн. Давайте,мол, посмотрим, как классифицируются виды излучений по шкале электромагнитных волн.

 

gallery_7925_1345_37232.jpg

 

Солнечное излучение несёт энергию отдельными порциями - квантами. Энергия кванта определяется по формуле М. Планка E=hυ

 

gallery_7925_1345_30133.jpg

 

Наиболее важным для фотосинтеза является участок видимого излучения. Видимое излучение – белый свет – это сложный свет, состоящий из семи цветов. Каждый цвет представляет собой достаточно узкий диапазон длин волн излучения. Давайте посмотрим разложение белого света в спектр с помощью стеклянной призмы. Впервые этот опыт продемонстрировал И. Ньютон. Демонстрирует на экран разложение белого света с помощью дисперсионной призмы.

 

Запишите диапазон длин волн для каждого участка спектра. (Демонстрируют на экран через проектор таблицы «Цвет – длина волны».)

 

Длина волны, нм Цвет

380-450 Фиолетовый -------

450-490 Синий, голубой -------

490-560 Зеленый  -------

560-590 Желтый -------

590-640 Оранжевый -------

640-730 Красный -------

 

Вопрос ученикам: Почему мы видим лист зелёным? :zaigr:

Ученики отвечают: Потому, что лист отражает волны зелёного участка спектра и делают вывод, что лист поглощает остальные участки видимого излучения.(оба-на, эврика!) Энергия этого излучения необходима для протекания процесса фотосинтеза.

 

Особенности ассимиляционной ткани

 

Тут заговорил учитель биологии:

Рисует клетки ткани.

gallery_7925_1345_38440.jpg

     Фотосинтез происходит в клетках полисадной и губчатой ткани мезофилла. Клетки полисадной ткани плотно прилегают друг к другу. Хлоропласты в них располагаются по периферии, причем они обладают фототаксисом. Клетки губчатой ткани располагаются рыхло, между ними много межклетников, где эффективно осуществляется газообмен. Хлоропластов в этих клетках меньше.

 

Хлоропласт, его происхождение и строение.

 

post-7925-0-75492200-1381341778_thumb.jpeg

 

Хлоропласты имеют свой собственный генетический аппарат – молекулы ДНК  автономно воспроизводятся внутри клеток. Полагают, что более 1,5 млрд. лет назад они были свободными микроорганизмами, которые стали симбионтами клеток растений.

 

gallery_7925_1345_6374.jpg

Рассмотрим химический состав хлоропластов.

 

gallery_7925_1345_16032.jpg

 

В состав хлоропластов входят – белки и липиды, которые образуют мембраны; вода минеральные вещества, органические вещества, ферменты, образующие строму, а также хлорофилл, который находится в гранах.

 

Фотосинтетические пигменты.

 

Рисуем грану с молекулами хлорофилла.

 

gallery_7925_1345_35986.jpg

 

Пигменты, участвующие в фотосинтезе. Их три группы: три формы хлорофилла a,b,c (хлорофилл a поглощает красный свет примерно в два раза интенсивнее, чем хлорофилл -b-; каротиноиды красные, желтые, оранжевые (их подразделяют на каротины и ксантофиллы), эти пигменты маскируются большим количеством хлорофилла; фикобилины.

 

 

Тут в разговор снова вмешивается учитель химии и говорит:

- Наиболее интригующим среди пигментов является зеленый пигмент – хлорофилл. По числу публикаций хлорофилл занимает первое место среди других химических соединений.

 

     Целое поколение ученых билось над тем, чтобы разгадать строение молекулы хлорофилла, его структуру. Чтобы ее определить, молекулу хлорофилла надо было разбить вдребезги, на отдельные кусочки, а затем, исследуя структуру отдельных фрагментов и постепенно усложняя, увеличивая их размер, восстановить целое. Многие годы ученые нащупывали наиболее эффективные подходы к решению этой задачи. Наиболее плодотворным оказался метод последовательного расщепления молекулы хлорофилла действием крепких щелочей, кислотами и другими реактивами – на холоде и при повышенных температурах – с последующим анализом образующихся при этом продуктов распада. Как в головоломке, перебирая вариант за вариантом, нащупывая удачные комбинации из всяких «хвостиков», «уголков», обрывков молекулярных цепочек, в 1939 г ученые, наконец, нашли искомое. ( Р. Вильштеттер, Х. Фишер)

 

gallery_7925_1345_20711.jpg

 

Строение молекулы хлорофилла  

 

В молекуле хлорофилла содержится 137 атомов. Его химическая формула – С55Н72N4O5Mg.

 

 

Молекула хлорофилла похожа на головастика. У нее плоская квадратная «голова» (хлорофиллин) и длиннющий «хвост»(фитол). В центре головы находится атом магния. Присутствие углерода, водорода, кислорода и азота ожидалось. Но атом магния – это был для ученых сюрприз! Хлорофилл оказался первым соединением в живой ткани, содержащим этот элемент. Но именно от него зависит зеленая окраска хлорофилла.

 

gallery_7925_1345_4206.jpg

Строение молекулы хлорофилла (структура порфина)

 

   В основе хлорофилла лежит порфин – структура из 4 колечек (пиррола), соединенных углеродными мостиками в большое кольцо, соединенное с длинным хвостом – двадцатиуглеродной цепью, названной фитолом.

Возникает естественный вопрос: зачем хлорофиллу фитол? Зачем нужна такая громоздкая структура?

Если здоровый, способный к фотосинтезу лист растения положить на стекло и легко прокатать стеклянной палочкой, то, сохранив в себе все химические компоненты, лист все же утеряет способность к фотосинтезу. Это свидетельствует о важности структуры в живых организмах. Все физические и химические ингредиенты должны быть собраны, упакованы вместе в совершенно определенную целостную структуру.

 

Дееспособность хлорофилла теснейшим образом связана с белковыми и иными структурами. Головка молекулы хлорофилла гидрофильная, как и белки, она хорошо смачивается водой. А его фитольный хвост, напротив, гидрофобен – отталкивает воду, но хорошо растворяется в жирах, липидах.

Гидрофобный хвост и нужен хлорофиллу, чтобы с его помощью внедриться, встроиться в липидную часть биологических мембран, повернув свою головку к белковым структурам.

Впервые синтезировал молекулу хлорофилла американский химик-органик Роберт Бёрнс Вудворд в 1960 г. За эту работу и синтезы других важных органических веществ он был удостоен Нобелевской премии в 1965г.

 

Значит так, давайте рассмотрим, какие процессы протекают в гранах.

В межмембранном пространстве гран находится вода, которую растение впитывает из почвы. Под действием солнечного света вода подвергается фоторазложению – фотолизу. В результате из каждых 2 молекул воды образуются: 4 электрона, 4 протона и молекула кислорода, которая диффундирует из клетки и выделяется в атмосферу.

2О → 4е + 4Н+ + О2

 

В результате в межмембранном пространстве накапливаются протоны водорода и электроны.

 

gallery_7925_1345_31429.png*gallery_7925_1345_91575.png

 

Процесс фотолиза воды--------------------------------Процесс переноса электронов

 

Итак, вода разлагается под действием волн света, но они одновременно действуют и на хлорофилл.

О том, какие процессы происходят при этом, расскажет учитель физики.

 

— Учитель физики:

   Мы уже знаем, что свет приносит энергию электронам порциями – квантами. Получив квант энергии, электрон совершает работу выхода и покидает свою электронную орбиту. Это явление в физике носит название фотоэффект. Электроны переносятся за пределы мембраны, где и накапливаются, создавая отрицательный полюс. Место вышедших электронов в молекулах хлорофилла занимают электроны, освободившиеся при фотолизе. Протоны водорода Н + накапливаются внутри межмембранного пространства, образуя положительный полюс. Образуется электрическое поле. Растёт разность потенциалов между полюсами электрического поля. При достижении критической разности потенциалов между полюсами возникает пробой. По каналу протоны устремляются наружу в строму. Поэтому канал называют протонный. На выходе из протонного канала создаётся высокий уровень энергии, которая идёт на синтез АТФ.

 

— Учитель химии:

(О «судьбе» водорода и потоке энергии). Протоны водорода используются в темновой фазе фотосинтеза – для синтеза глюкозы. А энергия, создаваемая движением протонов, используется для образования молекул АТФ, путём присоединения фосфатов к молекулам АДФ.

 

— Учитель биологии:

Но вот что интересно! Процесс поглощения света представляет собой совокупность световых стадий! Д. Арнон в 1954-1958гг. установил механизм световых стадий фотосинтеза. О первой и второй фотосистеме: фотосистемами называются хлорофилл и другие пигменты, собранные вместе. Одна фотосистема содержит примерно 300 молекул пигментов. Молекула хлорофилла – это реакционный центр. Другие пигменты собирают свет и подают его на молекулу хлорофилла. И в первой, и во второй фотосистемах реакционный центр образован молекулой хлорофилла «а». Однако, в первой фотосистеме хлорофилл «а» имеет оптимум поглощения кванта света при 700 нм, а во второй фотосистеме хлорофилл «а» имеет оптимум поглощения кванта света при 680 нм. Обе фотосистемы работают синхронно и непрерывно, но фотосистема 1 может работать без фотосистемы 2.

 

gallery_7925_1345_127940.jpg

 

Фазы фотосинтеза

— Учитель биологии:

Таким образом, мы пришли к пониманию того, что фотосинтез складывается из двух фаз: световая и темновая. (Беседа с учениками о том, что необходимо для световой фазы, каковы её результаты). А что происходит, когда наступает ночь?

 

— Учитель химии:

Темновая фаза

Во время темновой фазы протекают реакции фиксации углерода. Осуществляются они в строме с участием ферментов. Водород, поступающий из гран и углекислый газ, поступающий из воздуха, вовлекаются в цикл синтеза углеводов, названный циклом Кальвина, в результате которого образуется глюкоза.

gallery_7925_1345_1839.jpg

 

Это сложный процесс, а упрощенно его можно представить следующим образом:

 

 

СО2 присоединяется к пентозе С5(углевод, который постоянно находится в строме) в результате образуется нестойкое соединение С6 – гексоза, которое расщепляется на две трехуглеродные группы С3 – триозы. Каждая из триоз С3 присоединяет по одной фосфатной группе от АТФ, что обогащает молекулы энергией, и по одному атому водорода. После чего одни триозы объединяются, образуя глюкозу, а другие образуют пентозы, которые вновь включаются в цикл фиксации углерода.

gallery_7925_1345_2743.png

 

 

Суммарное уравнение реакции фотосинтеза:

gallery_7925_1345_4222.jpg

 

 

Фотосинтез и законы науки

 

 

Затем каждый учитель называл «свои» законы.

 

Учитель физики: закон сохранения энергии.

 

Учитель биологии: биологические закономерности: обмен веществ, биологический ритм.

 

Учитель химии: закон сохранения массы веществ.

 

Учитель биологии: Философские законы:  переход количества в качество: количество электронов переходит в «качество» полей, длина волны света в «качество» работы хлорофилла;

отрицание отрицания: организм и среда;

единство и борьба противоположностей: световая фаза не существует без темновой и наоборот.....

 

:kos:

 

Повторение/закрепление изученного

 

Проблемный вопрос: каково же практическое значение знаний о фотосинтезе?

Пути повышения продуктивности фотосинтеза.

 

 

— Учитель химии

 

Решение задач

 

   Учитель химии ПДК углекислого газа составляет 4%. При достижении в помещении этой концентрации углекислого газа начинается раздражение дыхательных путей, головная боль, шум в ушах, а при концентрации углекислого газа 10% могут наступить потеря сознания и даже смерть.

 

Рассчитайте, какой объем углекислого газа поглощают растения в кабинете биологии за ночь(12ч), если одно растение в среднем поглощает 0,0056л углекислого газа в час.

 

Ответ:

 

Задача решается в 3 действия:

посчитать растения в кабинете

умножить количество растений на количество потребляемого углекислого газа (в час)

помножить полученный результат на 12 часов

 

 

— Учитель физики

 

   В нашей школе для цветов используются фитолампы. Вы обратили внимание, что от обычных ламп они отличаются тем, что дают излучение в красном и синем диапазонах спектра. Как вы думаете, почему используются эти участки спектра?

 

Ответ: Они поглощаются листьями растений, следовательно, энергия полнее поглощается и используется растениями.

 

— Учитель биологии

 

1. При очень сильном освещении хлорофилл обесцвечивается, что приводит к снижению фотосинтеза. Как же защищается растение от избытка света? Ученикам предлагается найти эти приспособления в растениях кабинета.

 

Ответ: у растения более плотная кутикула, опушенные листья.

 

 

2. При температурах в диапазоне от 15 до 20С фотосинтез идет особенно эффективно. До примерно 35С скорость реакции непрерывно увеличивается, а затем резко понижается. Объясните почему?

 

Ответ: ферменты денатурируют.

 

 

3. Демонстрируются растения с пожелтевшими (хлороз) или обесцвеченными пятнами на листьях. Как вы считаете, эффективно ли происходит фотосинтез в этом растении? Почему?

 

Информация к ответу: для синтеза хлорофилла нужны железо, магний, азот – к вопросу об удобрениях, используемых в сельском хозяйстве.

 

 

4. Почему в сильно загрязненных районах потери урожая доходят до 15%?

 

Ответ: сажа забивает устьица, уменьшает прозрачность листовой эпидермы.

 

 

5. Ученые считают, что фотосинтез можно использовать как альтернативный источник энергии. Посмотрите на схемы, которые мы изображали сегодня на уроке, и обоснуйте это утверждение.

 

Ответ: обоснование – реакция фотолиза воды, где происходит выделение водорода. Его можно использовать как топливо, тем более, что продуктом его сгорания является вода; что делает процесс получения энергии экологически чистым.

 

 

 

 

пс. Чесно говоря, не совсем разобрался, но со временем пойму. главное, теперь понятно, что и день нужен и ночь..и удобры :brows: ..

Спасибо за внимание.

:kos:

 

во..фильма))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

:wall: охренеть как всё сложно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
теперь понятно, что и день нужен и ночь..и удобры :brows: ..

Я так и знал :kutyashie-101:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

:wall: охренеть как всё сложно

Это только кажется на первый взгляд, с другой стороны без базовых знаний гровить-то можно, но если знаешь эту базу, то проще.. :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хотабыч :hi2: Круть :ny_icon_old: Что-то ты по статьям ударился :icon_mrgreen:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

интересное видео по теме!

 

советую

 

http://www.youtube.com/watch?v=fk6OnmxZEc0&index=22&list=WL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Достаточно полезная информация была озвучена. Спасибо.

Изменено пользователем ProMen

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

познавательно весьма. Уже второй раз за месяц встревает эта кутикула. А тут ещё и трихомы с неё растут оказывается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В пластидах, по-моему, кольцевую днк обнаружили. Прям внутри хлоропластов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Создать...

Успех! Новость принята на премодерацию. Совсем скоро ищите в ленте новостей!