Публикации
Гроупедия
Перейти к содержанию

История стоунер-рока

Стоунер (стоунер-рок или стоунер-металл — в зависимости от степени тяжести) — жанр музыки, использующий элементы хэви, психоделики, блюз-рока и дума.

 

Слово stoner происходит от слова stoned (укуренный, находящийся под воздействием марихуаны — англ. жарг., stoned face — с застывшим лицом). Было бы неправильным считать, что все музыканты и поклонники стиля стоунер употребляют марихуану, но есть мнение, что симбиоз мощных, низких, грувовых, психоделичных рифов с эффектом «дымка» образует магическую комбинацию из звуков и эмоций, весьма удачно сочетающихся друг с другом. Это не определяет принадлежность к субкультуре, однако используется, чтобы подчеркнуть отличия от представителей хиппи или растафарианства, употребляющих наркоту хаотично и бесконтрольно, а также потребителей тяжёлых наркотических средств.

 
 
Стиль характеризуется тяжелыми, гипнотическими риффами, медленным или средним темпом, обилием басов и дисторшена, относительно мелодичным вокалом, заниженным строем гитар и галлюциногенными текстами. Официальными родоначальниками стоунера признаны Kyuss, а поскольку эта группа родом из городка Палм-Дезерт, то её стиль также иногда называют дезерт-роком (то есть пустынным роком).
 
Пионерами стоунера были любители фузза и громкого звука Blue Cheer, а немного позднее фундамент стиля продолжили строить Sir Lord Baltimore и Leaf Hound. Свою лепту также внесли такие гиганты как Cream, Led Zeppelin, Blue Oyster Cult, Hawkwind, но больше всех расстарались Black Sabbath, чей записанный в пониженном строе альбом Master Of Reality оказался первым в еще неизобретенном жанре.
 
Группа Blue Cheer
 
В конце 1970-х и начале 1980-х развитие стиля затормозилось из-за увлечения публики панком, новой волной и различными видами металла, но ближе к 1990-м годам тему продолжили группы Soundgarden (Ultramega OK), Trouble (Trouble), Cathedral (Forest Of Equilibrium), Monster Magnet (Spine Of God). 

 

Наконец в июне 1992 года произошло эпохальное событие — в продаже появился Blues Foe The Red Sun, который обозреватели NME откомментировали как попытку перегонки тонн горячего пустынного песка в металл. Именно с этого момента Kyuss стали основателями и законодателями жанра, а вскоре музыкантов из Палм-Дезерт поддержали Sleep — парни из Сан-Хосе, наложившие в своем альбоме Sleep's Holy Mountain на думовую основу триповый грув и пару раз использовавшие в текстах само слово stoner.
 
Первоначально стоунер развивался на американском западе, где ряды движения пополнили банды Acid King, Fu Manchu и другие. Однако вскоре попрактиковаться в новом жанре нашлись желающие и на востоке США: Cluth, Corrosion Of Conformity, те же Monster Magnet. Поддержали начинания психоделически тяжелых янки и в других странах: в Канаде — Sons Of Otis, в Англии — Acrimony и Orange Goblin, в Японии — Church Of Misery, в Швеции — Spiritual Beggars и Quill. 
 
Группа Kyuss
 
Заварившие же стоунер-кашу Kyuss распались уже в 1995 году, однако музыканты группы продолжили работать в том же направлении в других проектах (Fatso Jetson, Fu Manchu, Unida, Hermano, Mondo Generator, Brant Bjork And The Bros, Slo Burn, Queens Of The Stone Age). Особенно успешной оказалась возглавляемая Джошем Хоммом последняя бригада, и хотя гитарист пытался откреститься от перешедшего по наследству от предыдущей группы ярлыка stoner, журналисты упорно называли QOTSA стоунерщиками, сделавшими свой жанр мэйнстримом.
 
В 1997-м Хомм собрал коллег по цеху в проекте The Desert Sessions, и в результате их галлюциногенных джемов за несколько лет был наштампован добрый десяток альбомов. В том же году Джедд Шиклер из Spiritu основал лейбл All That's Heavy, который поначалу занимался распространением редких записей Kyuss, Monster Magnet, Fu Manchu, а затем взялся помогать молодым стоунер-коллективам. Но если эта фирма предпочитала работать с местными исполнителями (преимущественно из Палм-Дезерт), то детройтская контора Small Stone Records развивала жанр на международном уровне, и ее специализацией стал выпуск сборников с преобладанием семидесятнических каверов. 
 
Queens of the Stone Age
 
В июне 2000 года новый проект Джоша Хомма Queens of the Stone Age выпустил революционный альбом Rated R , который помог перенести звучание стоунер-рока в мейнстрим, несмотря на то, что сама группа открещивалась от этого жанра. Songs for the Deaf, их следующий релиз в 2002 году, включал в себя сингл с альбома, который достиг пика популярности на американских треках современного рока.
 
Идеи Kyuss и успех Queens Of The Stone Age не давали покоя и музыкантам третьего тысячелетия, и в нулевых появились такие команды, как Kamchatka, Witchcraft, Torche, Fort и так далее.
 
Музыкально-стилистические особенности и технические решения
 
 
Ритм-секция. Начнем с того, что это всё тот же старый добрый блюз, всё те же старые добрые 12 тактов и всё те же старые добрые три аккорда. Но блюз не простой, а синкопированный, то есть с использованием ритмовых сбивок, а еще проще говоря — построенный на импровизационном ритме.
 
 
Эту же фишку используют все без исключения фанковые музыканты. Наглядно построение ритм-рисунка можно представить, сравнив традиционный для, скажем, heavy-metal downbeat дын-дын-дыды-дынц, с синкопированным фанковым дын-туду-ду-бым-дын-дын-дынц, причём последний можно изобразить и в более изощрённых формах, находясь в рамках всё тех же старых добрых двенадцати тактов.
 
 
Особенно хочется отметить характерный для стоунера звук ударных: он в большинстве случаев округлый и мягкий, как у джазистов би-бопперов (а во многих стоунер-группах зачастую за ударной установкой трудятся барабанщики с солидной джазовой карьерой), но мощный и сильный, с характерным памп-ом.
 
 
Риффы. Здесь нет простого и чёткого рецепта, ибо всё построено также на импровизационных началах. Приветствуется всё, начиная от выяснения отношений с гитарой типа Are you, bitch, experienced? и заканчивая монотонными мрачными думообразными гуделками. Фузз и дисторшн — главные примочки. В основном гитаристы добиваются грязного, сырого, неочищенного звука, либо совсем не парятся над звуком. Также используются и разные варианты пониженного строя инструментов.
 
 
Риффов на одну песню может приходиться несколько. Смена риффа по ходу пьесы — характерная особенность стоунера. Использовать в контексте произведения хорошо знакомый рифф, заимствованный, скажем, у Black Sabbath, только приветствуется.
 

Синонимы, стили и направления

 

Несмотря на то что стоунер уже сформировался и стал самостоятельным музыкальным стилем, он соседствует, смешивает и вбирает в себя многие субжанры рока, такие, например, как acid rock (хендриксовская кислотная психоделичность на примере The Atomic Bitchwax или Core), space rock и psychedelic rock, явные признаки и отголоски которых тоже слышны довольно часто среди стоунер-исполнителей (35007, The Mystick Krewe Of Clearlight и другие), так называемый retro hard, уже более отчётливо обращающийся к корням (Firebird, Spiritual Beggars).

 

Помимо всего прочего, есть также и плотные завязки с гранжем (grunge). Если вслушаться, у очень многих стоунер-исполнителей грань между гранжем и стоунером местами едва уловима. Ну и, конечно же, надо упомянуть соседствующие, граничащие и переплетающиеся в различных пропорциях со стоунером более жёсткие и утяжелённые жанры, такие как sludge и doom (например, результатом таких смешений является творчество банд Electric Wizard, Bongzilla и Acid King).

 

Периодически появляются более молодые и адаптированные к современному шоу-бизнесу команды, например, Wolfmother. С недавних пор на западе стоунер-группы стали называть hipster metal, видимо, для вытеснения не очень конъюнктурного словца stoner. А на главном мировом портале стоунера www.stonerrock.com фигурируют названия riff rock, fuzz rock и cosmic doom, видимо, на тот же случай, когда словечко stoner кому-то мозолит глаза. Про desert rock уже упоминалось выше, это тоже одно из названий стиля.

 

 

 

Источник: wikipedia.org, radioultra.ru, lookatme.ru

Перевод: Nimand

 

Близкое по теме:

DzagiNews
Нашли ошибку?

Успех! Найденная ошибка зафиксирована и отправлена, совсем скоро она будет еще и исправлена!

Реклама






Обратная связь

Рекомендуемые комментарии

Есть большая разница между теми кто делает музыку и теми кто её слушает. Я понимаю тех стоунеров - музыкантов , которые объевшись конопли , лупят со всей дури в барабаны или как Джими Хендрикс залипает на гитарой струне. Но вот лично мне как слушателю объевшемуся марихуаной совсем не хочется слышать Баговые - раздражающие звуки мозг !

Shpongle и полетели :JC_spliff:

  • Респект! 1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть большая разница между теми кто делает музыку и теми кто её слушает. Я понимаю тех стоунеров - музыкантов , которые объевшись конопли , лупят со всей дури в барабаны или как Джими Хендрикс залипает на гитарой струне. Но вот лично мне как слушателю объевшемуся марихуаной совсем не хочется слышать Баговые - раздражающие звуки мозг !

Shpongle и полетели :JC_spliff:

 

Потому-что ей колоться нужно ... тогда-тогда будет взаимопонимание ...  :ny_icon_old:

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому-что ей колоться нужно ... тогда-тогда будет взаимопонимание ...  :ny_icon_old:

 

Приведу свой пример . Однажды к нам в город приехал Московский оркестр ( со всёми наикрутейшими инструментами Yamaha барабанные установки , скрипки , гитары и тд )  Мы тогда ещё совсем пацанята были , пролезли в концертный зал через подвал , там не кого , инструменты стоят на сцене. Включаем свет, подключаем инструменты как сумели , прибавили звук и айда играть Обкуренные - в дым , прям не какие , такой бум бум цуп замутили , со всей дури кто по струнам кто по барабанам били , как их не порвали тогда - нуу очень весело тогда нам было . Но вот слушателям , кто не полез тогда на сцену - очканул , было совсем не весело от этого дикого шума !

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому-что ей колоться нужно ... тогда-тогда будет взаимопонимание ...  :ny_icon_old:

 

post-87900-0-05018200-1595492009.jpg

post-87900-0-05018200-1595492009.jpg

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Создать...

Успех! Новость принята на премодерацию. Совсем скоро ищите в ленте новостей!