Заряжайте свои девайсы: отправляемся в полёт через...
5...
– Одно из самых сложных и влиятельных киберпанк-аниме в жанре
4...
– Сюрреалистичные зарисовки о путешествиях молчаливого воина и его птероида над пустыней «Б»
3...
– Культовый сай-фай альманах, основанный на журнале и заложивший основы «Пятого Элемента» и «Любви, Смерти и Роботов»
2...
– Фантастический психоделический триллер в аниме-стилистике
1...
– Сложная, неповторимая и очаровательная французская фантастика о взаимоотношении двух видов
...вперёд!
«Акира» (Akira, 1988)
В восьмидесятых японский писатель Кацухиро Отомо создал мангу «Акира». Она стала невероятно популярной. И несколько лет спустя японские продюсеры задумали экранизировать её. И для этого они сделали одно из самых неочевидных, и при этом верных решений в истории анимации: в кресло режиссёра они позвали самого автора манги. И Кацухиро Отомо создал шедевр на века.
События «Акиры» происходят в футуристическом Токио. Вернее, Нео-Токио. Потому что оригинальная японская столица была разрушена после ядерного взрыва. Катастрофа уже произошла, и главные герои живут в мире, который состоит из технологий, страха и отчаяния. Сюжет сосредотачивается на двух друзьях, Канэде и Тэцуо. Оба они являются участниками байкерской банды. После несчастного случая, у Тэцуо пробуждаются опасные психические способности, которые начинают разрушать его личность и окружающий мир. На фоне борьбы между правительством, научными экспериментами и восстаниями, история постепенно перерастает в грандиозный и трагичный конфликт.
Одним из главных достоинств «Акиры» является его визуальный стиль. Это один из самых детализированных и тщательно прорисованных анимационных фильмов своего времени. Да что там: даже сейчас уровень проработки каждого кадра (отрисованного вручную!) поражает: гиперреалистичная анимация и кинематографические пейзажи с многочисленными движущимися объектами. Это визуальный оргазм, не иначе. Вообще визуальная эстетика «Акиры» повлияла на многие последующие работы, как в анимации, так и в кино. Да и в музыку тоже: в любви к «Акире» расписывался и сам Канье Уэст. Вообще за прошедшие годы это аниме стало иконой мировой поп-культуры. Его визуальные и тематические элементы вдохновили множество других произведений от «Матрицы» до «Призрака в доспехах». Многие считают, что именно этот фильм открыл западной аудитории мир японской анимации.
Сюжет «Акиры» поднимает сложные вопросы о власти, контроле, человеческой природе и последствиях научных экспериментов. Это не просто фантастический боевик, а философское произведение, заставляющее задуматься о роли технологий, разрушении и эволюции человечества. Сюжет может казаться сложным, но он раскрывает темы личностного кризиса, человеческой силы и разрушительной природы власти.
Вообще, говоря откровенно, порой «Акира» действительно кажется слишком сложным произведением, но оно очень круто раскрывается во второй и последующие разы. Поэтому наша вам рекомендация: попробуйте первый свой просмотр сделать максимально дымным, чтобы сполна ощутить силу все атмосферы этого фильма. А уж потом, если вам понравится ваш багаж впечатлений, посмотрите «Акиру» на трезвую (или чуть менее накуренную) голову, чтобы разложить всё по полочкам.
Отдельно хочется отметить музыкальное сопровождение — это вообще отдельное произведение искусства. Композитор Сёдзи Ямасиро использовал уникальные инструменты и звуки, чтобы создать гипнотический, почти мистический звуковой фон, усиливающий напряжённую атмосферу фильма.
«Акира» — один из первых фильмов, который вывел аниме на мировую арену как серьёзный жанр. К тому же эта лента считается одним из главных анимационных произведений в жанре киберпанка. Это не просто экшн со зрелищными взрывами, а глубокая и эмоциональная картина с философскими подтекстами. А ещё «Акира» вдохновляет. Даже спустя много лет. Особенно спустя столько лет!
«Арзак» (Arzach, 2002)
«Арзака» многое роднит с «Акирой». Оба выросли из комикса, обе анимации поставили сами авторы-художники, оба произведения — культовые анимационные ленты своих эпох. И пусть, конечно, культ Арзака не может посоперничать с популярностью «Акиры», но во многом он уложит аниме Кацухиро Отомы на лопатки. Например, по части сюрреалистичности происходящего на экране вряд ли что-то сможет поспорить с «Арзаком», потому что эта анимационная адаптация комиксов Жана Жиро (он же Мёбиус), снятая им же самим, не раз вывернет перед вами реальность наизнанку. И вам это понравится!
Впервые персонаж Арзак появился в 1975 году в журнале «Metal Hurlant». Этот французский альманах комиксов стал предтечей другого культурного феномена, журнала «Heavy Metal», к которому мы вернёмся чуть позже. Мультфильм «Арзак» рассказывает о загадочном воине, который путешествует по довольно мрачным пейзажам на гигантском птероиде. Арзак носит характерную широкополую шляпу и длинный плащ, а сам мир, в котором он действует, полон необычных существ, фантастических ландшафтов и странных событий.
Визуальная эстетика Мёбиуса является одной из главных причин, почему стоит посмотреть «Арзака». У Жана Жиро был действительно свой очень необычный и выделяющийся стиль рисовки, который он смог передать и в анимации. Его визуальные работы, представленные в комиксе и мультфильме, поражают своими деталями и особенно – изобретательностью. Пейзажи и миры, созданные Мебиусом, выглядят одновременно чуждыми и захватывающими, что погружает зрителя в уникальную атмосферу. «Арзак» — это настоящая демонстрация его мастерства в создании футуристических и сюрреалистических миров.
А ещё этот мультфильм практически лишён диалогов. Это делает его ещё более загадочным и мистическим. Плюс это способствует глубокому погружению в визуальный и эмоциональный аспект истории. Особенно по накуру. Формат четырёхминутных эпизодов не даёт заскучать, а сюжетные повороты реальности, остающиеся без объяснения, позволяют зрителю самому интерпретировать мотивы и мысли героя. Именно эта недосказанность, пространство для воображения, делают «Арзака» по-настоящему необычным опытом.
«Арзак» – очень абстрактный кинематографический опыт. Это полёт безграничной фантазии. Это особенный подход к креативности. В целом, тут такой мир, что на экране возможно всё. И этой вот уникальной атмосферой свободы «Арзак» особенно хорош.
«Тяжёлый металл» (Heavy Metal, 1981)
Сразу следует сказать, что «Тяжёлый металл» берёт корни в комиксах. Сперва был французский проект «Metal Hurlant», потом появилась его англоязычная версия «Heavy Metal», которая обросла огромным культом. И там, и там печатались комиксы для взрослых. Там не было никаких стоп-слов для жестокости, секса, насилия и полёта фантазии. Только чистый креатив лучших комиксистов своего времени. И эти свободные истории долгое время будоражили умы кинематографистов.
И вот продюсер по имени Айвен Райтман (тот самый, который снял две первые части «Охотников за привидениями» и спродюсировал десятки крутых фильмов от «Дорожного приключения» до «Бетховена») действительно загорелся идеей сделать анимационный фильм по нескольким комиксам из своего любимого журнала. Для этого он нанял режиссёра Джеральда Поттертона, который в течение многих месяцев координировал работу более тысячи художников, аниматоров и техников из семнадцати стран. Среди них были такие художественные мастодонты как Луис Ройо и Хуан Химинес
В итоге получился культовый мультфильм, состоящий из нескольких коротких историй, связанных общей темой загадочного зелёного шара Лок-Нар, символизирующего абсолютное зло. Лок-Нар путешествует по вселенной и разрушает жизни разных персонажей, в результате чего зрители видят фантастические миры, переполненные насилием, магией, наукой и эротикой.
Что особенно круто, каждая история выполнена в своём художественном стиле, отражающем разнообразие жанров и подходов к анимации. Особый упор тут делается на элементы киберпанка, космических приключений, тёмного фэнтези и постапокалипсиса. А ещё какой же «Тяжёлый металл» без соответствующей музыки? За саундтрек тут отвечают великие рокеры от Black Sabbath и Blue Oyster Cult до Devo и Grand Funk Railroad. От этого «Тяжёлый металл» только выигрывает в плане энергетики.
Этот мультфильм не боится экспериментировать с разными жанрами и стилями. И благодаря этому «Тяжёлый металл» интересно смотреть буквально каждому, кто любит фантастические и мрачные истории. И этот мульт не боится показывать взрослый контент. «Тяжёлый металл» довольно безапелляционно заявляет, что анимация не должна быть исключительно детским жанром. И, учитывая 1981-й год выпуска, это было действительно довольно смелое заявление.
Как, собственно, смелым был и сам подход к форме анимационного альманаха: мультфильм был экспериментальным проектом, который раздвинул границы того, что могла предложить анимация. Новаторство «Тяжёлого металла» стало символом контркультуры, исследуя табуированные и жестокие темы с помощью выразительных визуальных образов.
В общем, «Тяжёлый металл» – это знаковая веха для любителей научной фантастики, фэнтези и тяжёлой музыки. Если причисляете себя к ним – добро пожаловать на борт нашего космического корабля!
«Паприка» (Paprika, 2006)
«Паприка» занимает особое место в сердце каждого любителя аниме. Во-первых, потому что его создатель Сатоси Кон – искусный визионер, создавший несколько шедевров, каждый из которых собрал вокруг себя огромную базу фанатов. Во-вторых, дело в том, что «Паприка» сама по себе - выдающееся произведение искусства. Это визуальное пиршество, сюрреалистичная одиссея и торжество воображения.
«Паприка» вышла в 2006 году. Она основана на одноимённом романе Ясутаки Цуцуи. По жанру это фантастический триллер с весомой долей психоделики и научной фантастики. Здесь исследуется природа снов, реальности и человеческого сознания. Сюжет вращается вокруг революционного устройства, которое позволяет людям проникать в сны друг друга. Главная героиня, доктор Ацуко Тиба, использует свой альтер-эго по имени Паприка для того, чтобы помогать пациентам лечить психологические проблемы. Однако, когда устройство оказывается украдено, границы между сновидениями и реальностью начинают размываться, что приводит к хаосу.
Если это описанию сюжета навеяло вам синопсис фильма «Начало», то вы близки к истине. Кристофер Нолан признавал, что красочная фантазия «Паприки» была для него источником вдохновения. Более того, голливудский фильм открыто заимствует ряд сцен из японского аниме. Но нюанс в том, что, если «Начало» более структурировано и дружелюбно, «Паприка» не церемонится со зрителем и берёт его прямо за веки, закидывает в гущу визуальной магии и не отпускает до самого конца. Это как самородок, неогранённый бриллиант, с которым нужно обращаться аккуратно, иначе получишь порезы на мозге. Однако при этом стиль анимации Сатоси Кона придает сюжету удивительную глубину, делая каждую сцену эмоционально насыщенной и захватывающей.
И это идеальный сеттинг для того, чтобы раскуриться перед просмотром. Причём, плотно так раскуриться. Всё равно с первого раза «Паприку» раскусить сложновато. Фильм погружает зрителя в сложные вопросы о том, где заканчивается сон и начинается реальность. А в таких вопросах иногда очень необходим крепкий джоинт. Он как ваш личный Вергилий проводит вас в исследование тонкой границы между сознанием и подсознанием. «На высоте» это аниме смотреть – одно удовольствие. Сразу погружаешься в многослойность художественных иллюзий и начинаешь задумываться о природе восприятия. В общем, это кино для тех, кто любит задавать глубокие философские вопросы и искать ответы.
«Фантастическая Планета» (La Planete sauvage, 1973)
В начале семидесятых французский режиссёр Рене Лалу в сотрудничестве с художником Роланом Топором создал мультфильм «Фантастическая Планета», равного которому до тех пор в Европе не было. Более того, эта анимация для взрослых стала первым полнометражным мультфильмом, снятым французским режиссёром.
Действие мультфильма разворачивается на далёкой планете Игам, населённой гигантскими синими существами, известными как Драаги. Человечество в этом мире представлено крошечными существами, называемыми Омами, которых Драаги держат в качестве домашних животных и игрушек. Однако однажды Омам удаётся восстать против своих хозяев. И это приводит к борьбе за выживание и свободу.
Возможно, сейчас «Фантастическая Планета» и не смотрится настолько революционно, как полвека назад, но оно и понятно: технологии шагнули очень далеко вперёд. Но, тем не менее, один из самых значимых аспектов этой анимации — это её неповторимый художественный стиль. Художник-постановщик Ролан Топор создал по-настоящему сюрреалистичные и абстрактные изображения, что придаёт фильму ощущение, будто смотришь на оживший фантасмагорический рисунок. Нереальные, причудливые пейзажи и необычные создания подчеркивают инопланетную и чуждую природу мира Игам, вызывая ощущение странности и загадочности.
К этому же добавляется и аллегорический сюжет о социальных и политических вопросах типа угнетения, рабства и борьбы за свободу. История взаимоотношений между Драагами и Омами рассматривает темы колониализма, подавления меньшинств и революции. Так что фантастика фантастикой, но рассматривать «Фантастическую Планету» во многом необходимо как социальное высказывание, которое побуждает к размышлению о неравенстве и человеческой природе.
Отдельный кайф – саундтрек Алена Гораге. Звуковой ряд дополняет сюрреалистические образы и усиливает ощущение погружения в странный и необычный мир. Причём, саундтрек включает элементы джаза и психоделики, и от этого он за полвека не устарел ни на день, и по-прежнему слушается очень хорошо. Ну а в самом фильме он подчеркивает абстрактный характер сюжета и его психоделическую эстетику.
Возможно, «Фантастическая Планета» – не самый сильный фильм в сегодняшней подборке, но совершенно точно – один из наиболее влиятельных. С дымком он смотрится совершенно по-особому. А небольшой хронометраж (чуть более 70 минут) делает его хорошим вариантом, чтобы посмотреть что-нибудь на пике эффекта от какого-нибудь нового крепкого штамма ароматной травки.
Прошлые подборки: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, и тематическая подборка на 420.
Автор подборки: Turkeugene
Копирование материала возможно только с письменного разрешения автора и при условии указания источника —
@dzagimedia
Рекомендуемые комментарии
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти