Публикации
Гроупедия
Перейти к содержанию

Гидропоника без подводных камней: осваиваем метод с простой DIY системой

Участник «Автор, Жги!» подробно раскрыл минусы выращивания на кокосе и DWC, а также предложил свою самодельную гидропонную систему, которая лишена перечисленных недостатков. (Мнение участников конкурса может не совпадать с мнением администрации).

Всем привет. Эта статья будет очень полезна тем, кто решил попробовать выращивать на гидропонике. Но уверен, что и опытным гидропонистам тоже будет интересно. Я разберу много нюансов, на которые можно напороться, а также на примере моей системы покажу, как максимально облегчить процесс выращивания. 

Свой первый куст я вырастил на кокосе. Я из тех, кто никогда не растил на земле. Со временем гидропоника стала моим хобби и последние пару лет я выращиваю на ней зелень, томаты, перцы и огурцы. Ну и раз в год провожу цикл с нашим любимым растением. Этого мне хватает. Если ты любитель побаловать себя шишечкой по вечерам, или употребить её вместо алкоголя, то этого более чем достаточно. 

Переход на гидропонику — это однозначный плюс, но нужно понимать зачем и как. Главным ее преимуществом является доступность питания для растения и возможности для гровера контролировать то, как растение усваивает питательные вещества. Именно благодаря этому вы получаете урожай быстрее и больше. 

Какие существуют подводные камни в гидропонике

Теперь разберемся, какие есть трудности при выращивании на гидропонике и как их решить. Начнем с вопроса, какие функции выполняет почва в природе?

  • Делает питание доступным для растения благодаря микроорганизмам
  • Обеспечивает влагой
  • Удерживает растение
  • Обеспечивает защиту корней от света и перепадов температуры воздуха
  • Позволяет корням насыщается кислородом благодаря пористой структуре 

Минусы кокосового субстрата

Кокос в качестве субстрата решает все эти задачи, но вот почему я от него в итоге отказался:

  • Кокосовый субстрат практически нельзя использовать повторно.
  • Если кокос пересохнет, то вы гарантированно словите засол. Взрослое растение необходимо поливать минимум раз в сутки. Конечно, можно взять огромный горшок, но горшок больше 7 литров — это не рациональное использование пространства. 
  • Сложно реализовать реверсивную систему, потому что кокос постоянно вымывается и загрязняет раствор. Поэтому нужны фильтры, а лучше несколько. 
  • Поливать нужно до дренажа, а это 30% выкинутого раствора и каждодневный танец с тазиком, который надо достать, вылить дренаж и вернуть обратно. 
  • Проблема катионного обмена. Если его недостаточно хорошо подготовить, то кальций и магний будут удерживаться в нем, а калий наоборот высвобождаться, что приведет к дефицитам. Да и если подготовить, то проблема катионного обмена уходит лишь на время. Если у вас есть навык корректировки питания и определения дефицитов, то вам повезло, если нет, то это может быть реальной проблемой. Так что кокос с натяжкой является инертным субстратом.

Итог по кокосу 

Если вы готовы к перечисленным недостаткам, то можно использовать кокос при переходе на гидропонику. Но мне он не подходит. Мне хочется иметь возможность оставлять растение на пару-тройку дней, как это возможно с землёй. А в идеале хорошо добиться автономности на 5-7 дней.

А как же DWC? 

Возможно это мой предрассудок, но я абсолютно не понимаю популярности этой системы и призываю вас не начинать освоение гидропоники с DWC. 

Питание в DWC доступнее в сравнении с землёй. Влагой корни тоже обеспечены. А дальше что? Удержание растения в небольшом горшочке субстрата мероприятие сомнительное, а если делать большой, то встает вопрос рационального использования пространства. Скорее всего вам придется думать о том, как подвязывать взрослое растение. Оно постоянно будет хотеть проверить свой ствол на прочность и настойчиво клониться в разные стороны. Если вы тренируете его с помощью LST, то вам будет ещё труднее решить этот вопрос. 

Когда корни выходят из горшочка, то оказываются в очень уязвимом положении. Воды им достаточно, но вот что с защитой и кислородом? Самая распространенная проблема в DWC — это корневая гниль, которую получится избежать только, если поймете, откуда она берется. 

Причин может быть масса, но основных три.

3 причины не выбирать DWC

1. Патогены в растворе

Споры плесени, вредные бактерии и другие патогены легко могут попасть в раствор, который является питательной средой для них. От патогенов надо как-то защищаться. Я настоятельно рекомендую использовать сенную палочку. Препарат Фитоспорин-М представляет из себя ее споры, которые вы можете добавить в раствор. Размножившись, сенная палочка будет подъедать все лишнее, в том числе водоросли. Это отличная профилактика корневой гнили. Многие используют в DWC перекись водорода или хлоргексидин, но это полумеры. Проблемы лучше предотвращать, чем пытаться с ними справляться, когда они уже возникли. 

2. Повреждение корней

Растение постоянно потребляет раствор и его уровень в DWC то падает, то снова растет, когда вы пополняете бак. Следует знать, что корни выполняют две функции: всасывающую и транспортную. Потреблять воду и питательные элементы могут только самые тонкие корневые волоски. 

Эти корневые волоски очень нежные и крайне чувствительны к изменениям окружающей среды. Когда часть корней оказывается в воздухе, то корневые волоски начинают отмирать из-за недостаточной влажности, и корень в этом месте превращается исключительно в транспортный. Он уже не сможет восстановиться. И когда вы такой корень снова поместите в раствор, это место с большой вероятностью начнет гнить. 

Корни элементарно не успевают приспособиться нормально ни к одной из сред. Чтобы этого избежать, надо постоянно поддерживать уровень раствора, желательно у самого горшка с субстратом. И зачем тогда мне большое ведро, если придется каждые два дня доливать раствор для поддержания уровня? 

3. Недостаток аэрации

Растению для успешной транспирации необходимо иметь температуру в корневой зоне ниже, чем в кроне, иначе корни толкают воду, а испарятся она не успевает. Корневое давление будет расти. Это не очень хорошо, поэтому важно поддерживать в корнях температуру минимум на пару градусов ниже. 

В почве это происходит само собой. В принципе, вода тоже всегда имеет чуть меньшую температуру, нежели воздух. Но давайте вспомним, как нам предлагают аэрировать раствор в DWC. 

В зависимости от мощности, компрессор прогоняет разное, но всегда большое количество воздуха через раствор постоянно, что приводит к тому, что температура раствора все время стремится к температуре воздуха. А все это ради чего? Насыщение кислородом скажете вы! Давайте разбираться!

Аэрация в DWC

В океанах основную массу кислорода вырабатывает фитопланктон, но такого удовольствия у нас нет. Нам доступно лишь прямое насыщения путем диффузии, то есть соприкосновением воды и воздуха. Тут есть два важных момента. Первый заключается в том, что существует предел насыщения воды кислородом, который зависит от температуры.

pasted image 0.png

На этой картинке вы видите примерный максимум насыщения при определенной температуре. Как можно заметить, чем выше температура, тем меньше становится максимальное значение. Если вы достигли предела насыщенности, то как вы в раствор не дуйте, больше уже кислорода туда не поместится. Увы. Поэтому мощность компрессора вас не спасет. 

Второй момент заключается в том, что при контакте с воздухом, кислород насыщает тонкий поверхностный слой быстро и эффективно, но чем глубже, тем медленнее и в меньшем количестве кислород туда проникает. Следовательно для эффективного насыщения необходимо обеспечить максимальную площадь поверхностного слоя и постоянно его обновлять, а это лучше всего делать перемешиванием. В реках вода постоянно течет, и верхний слой все время обновляется за счёт рельефа дна и скорости потока.

А теперь давайте посмотрим на аэрацию компрессором и камнем сквозь призму всего, что я описал выше. Температура в боксе должна быть в пределах 23-25 градусов. На практике температура бывает еще выше. Воздух постоянно проходить сквозь раствор, нагревает его и снижает максимальную растворимость кислорода в нем. И если вам кажется, что пузырьки успешно перемешивают раствор, то спешу вас расстроить. Если в хорошем джакузи вода действительно перемешивается, то маленькие пузырьки, которые создаёт камень просто чуть-чуть увеличивают площадь контакта раствора с воздухом. Если посчитать насколько, то вы удивитесь, когда увидите увеличение в среднем на 10-20 см². А в будущем комке корней, который будет плотно лежать на камне они вообще ничего перемешивать не будут толком, разве что поверхностный слой не будет застаиваться и зарастать пленкой из бактерий. 

Иными словами, для того, чтобы насытить воду кислородом, компрессор вовсе не необходим, банальное перемешивание нисколько ему не будет уступать, тем более, если обеспечить большую площадь поверхностного слоя. В аквариумистике это уже поняли и хоть сколько-нибудь значимые по объему аквариумы аэрируют активным перемешиванием. 

Еще минусы DWC

  • Постоянный навязчивый шум от компрессора и пузырьков, который делает стелс выращивание сомнительной затеей
  • Связанность бака и посадочного места
  • Отсутствие возможности перемещения системы и растения отдельно от неё
  • Трудности с заменой раствора и необходимость постоянно следить за его уровнем

В итоге единственным плюсом DWC является то, что это гидропоника. Но с таким подходом лучше ее не знать вовсе, ибо она превращается в ад, который отобьет желание заниматься ей даже у самого большого энтузиаста. Нормального развития корневой без танцев с бубном в такой системе добиться практически нереально. Это не значит, что она убивает ваше растение, но до идеала ей как до луны. Это худшая из возможных активных гидропонных систем, а гидропоника должна быть не сложнее выращивания в почве. 

Простая DIY гидропонная система

"Не согласен — критикуй, критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай!"

Пока я тут только не соглашался и критиковал. Пришло время предлагать. Позвольте вам показать систему, которая проще, дешевле и удобнее, чем DWC. Лишена всех минусов выращивания на кокосе и вместе с тем позволит вам пользоваться всеми преимуществами гидропоники.

У меня в наличии палатка 40×40×120. В ней выращивал всегда и не собираюсь расширяться, поэтому моя система заточена под нее. На вы можете легко подстроить систему под свои условия.

1.png

Что понадобится:

Бак для раствора. Я использую контейнер на 12 литров, который имеет ширину 40 см. Как раз под мой гроубокс. Ищите контейнер самый низкий для экономии пространства. Обязательно обклейте его отражайкой, в идеале алюминиевым скотчем, чтобы он не пропускал свет и не нагревался.

2.png

Горшок для растения. Я использую такой, как на фото ниже. Он имеет объем 6 литров. Это более чем достаточно, проверено. Диаметр горшка 30 см.

3.png

Насверлил в горшке отверстия для удобства тренировок. Широкий горшок с отверстиями вверху и садовая проволока — это залог легкого и продуктивного LST

В днище горшка делаем отверстие коронкой и устанавливаем врезку.

4.png

5.png

Такие штуки продаются на Алиэкспресс в разных вариациях. Вбивайте в поиск: "соединитель для аквариумов". У меня дюймовый, чтобы точно хватало на слив. Можно, наверное, взять и меньше

Есть ещё несколько вариантов.

6.png

Это соединитель на 3/4 дюйма. К нему сразу можно купить фильтр, и будет вообще красота

Я решил сделать слив шире, чтобы уж наверняка. Поэтому фильтр пришлось установить иначе. 

7.png

Это кусок шланга от стиральной машины, на которой я надел обрезанный фильтр для аквариумов

8.png

Получилось так. Шланг очень плотно вошёл в отверстие, ничего герметизировать не пришлось

Важный момент: слив выше дна, поэтому вода начинает сливаться после достижения определенного уровня. В моем случае литр раствора всегда в горшке, что предохраняет от отключения электричества и выхода из строя помпы. 

9.png

Чтобы корни не забивали слив накрываем все это дело просто обрезком от баклахи 

10.png

Все в сборе выглядит так. Ну что может быть проще? 

Кидаем в бак помпу на 12 V, но подключаем ее к блоку питания на 5 V. Можно даже через USB. В таком режиме она будет абсолютно бесшумной. Поднимать раствор высоко нам не надо, так что мощности хватит.

11.png

Не берите помпу без общей изоляции проводов, со временем провод затвердеет и выйдет из строя. Помпа с толстым проводом вам прослужит не один год

Вот через такие простые капельницы подаём раствор в горшок сверху. Берите, какие вам понравятся. 

12.png

Выбор субстрата

Что же положить в горшок вместе с растением? Какой субстрат выбрать? 

Вариантов несколько, но я рекомендую мелкий керамзит. Аргументы:

  • Лёгко подготовить
  • Можно повторно использовать
  • Обеспечивает отличный воздухообмен
  • Практически не цветет
  • Керамзит не переувлажняется при постоянной работе помпы 

Помпа работает без перерывов. Можно взять перлит, но он будет зеленеть сверху и у него слишком большая влагоемкость, кислорода не будет хватать. Придется задействовать таймер. Можно взять даже кокос, но тут точно придется настраивать полив, ну и использовать его повторно лучше не надо. 

Подготовка керамзита

13.png

Любой, даже крутой керамзит из гроушопа надо подготовить, иначе он будет поднимать pH. Нам нужен нейтральный субстрат, который на раствор никакого влияния не оказывает. Как же решить эту проблему? Берём керамзит, засыпаем в ведро, наливаем воду, меряем pH. Через пару часов опять меряем, pH улетит вверх. Бывает очень сильно, бывает нет, зависит от керамзита, но в любом случае это вы увидите.

Далее берём кислоту (я пользуюсь электролитом для аккумуляторов) и опускаем pH до значения 4 или 5. Ждём какое-то время, опять меряем pH. Если поднялся, то опять повторяем процедуру. Я делаю даже проще: просто лью с запасом в ведро кислоты и даю 2 дня постоять. Потом промываю водой и все, готово. Обычно этого более чем достаточно. Всё, наш абсолютно инертный субстрат готов, засыпаем в горшок и наслаждаемся.

Плюсы системы

  • Даже если использовать капельницы на 4 л/час, то две таких прольют за час 8 литров, а это значит, что раствор никогда не будет застаиваться 
  • Когда раствор стекает по керамзиту, то он обволакивает каждый камешек, и тонкая водная пленка насыщается кислородом до возможного предела. Поэтому вам не нужна дополнительная аэрация
  • Запас раствора внизу горшка защитит от пересыхания при форс-мажоре. За сутки без подачи растение точно не пострадает. Плюс вы получаете подтягивание керамзитом раствора снизу, он всегда будет равномерно увлажнен
  • Бака на 12 литров хватит на неделю, причем вам не нужно беспокоится об уровне раствора — растение отделено от бака.
  • Всегда есть возможность достать растение из гроубокса, вынув капельницы из горшка. Тренировать максимально просто, зацепив проволоку за отверстия в горшке
  • Помпа позволяет слить раствор, не доставая бак из бокса.
  • Субстрат надёжно удержит растение и убережёт от внешних факторов
  • Высота моей системы всего 30 см, это максимально рациональное использование пространства в маленьких гроубоксах
  • Система бесшумна. Любой компьютерный вентилятор работает громче
  • Система максимально проста и стоит копейки

Вот вам мои аргументы за эту систему. Она больше всего похожа на Dutch Bucket на одно растение или на постоянный реверсивный капельный полив на керамзите. 

Как выращивать дело ваше, но всё-таки я считаю, что гидропоника должна быть в кайф. И помните, что есть и другие растения, уважайте их, не останавливайтесь только на каннабисе.

Может быть статья получилась слишком большой, но я попытался в ней рассмотреть не только саму систему, но и объяснить важные принципы выращивания на гидропонике. 

Критикуйте, предлагайте, делайте, отвечайте!

Автор: анонимный участник

***

26.png

Делись знаниями и выигрывай призы в конкурсе «Автор, Жги!» Победителей ждут подарки от Cannado и Dutch Passion! Подробности по участию тут. Канал конкурса в Telegram: @burnwriter

Еще почитать:

СуперМодерДзаги
  • Респект! 7
Нашли ошибку?

Успех! Найденная ошибка зафиксирована и отправлена, совсем скоро она будет еще и исправлена!

Реклама






Обратная связь

Рекомендуемые комментарии

В 05/06/2022 в 04:58, smallville сказал:

Есть репорты на этой установке...?

К сожалению, нет. Вот только фотка есть от автора

photo_2022-06-01_15-26-05.jpg

  • Респект! 5

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большое спасибо за пост. Есть пара вопросов от новичка, если можно:

1. в каком количестве (гр на литр) и на каких этапах использовать Фитоспорин-М?

2. Какие удобрения используете и какой ph держите в системе?

3. Изначально как проращиваете растения, прежде чем отправить в эту систему?

За идею спасибо, для меня идеальный вариант, хочу собрать такую же систему для помидорок.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
1 час назад, mmmax сказал:

Большое спасибо за пост. Есть пара вопросов от новичка, если можно:

1. в каком количестве (гр на литр) и на каких этапах использовать Фитоспорин-М?

 

так у него же есть своя инструкция в зависимости от культуры. Порошок разбавляешь водой, желательно не водопроводной сразу, а отстоянной( без хлора) и опрыскиваешь, но сам не пользуюсь, это скорее для аутодора будет лучше. Для индора удобряхи должны работать и подготавливать к цветению, а понаписано в инструкциях круто: 

-После применения «Фитоспорин» начинает действовать сразу: бактерии активизируются, активно питаются и выделяют продукты жизнедеятельности. Последние подавляют споры и болезнетворные микроорганизмы, нейтрализуют вредоносную микрофлору. Растения приобретают иммунитет к болезням. Если в составе препарата антигнили есть добавка «Гуми» в качестве натурального реаниматора, «Фитоспорин-М» становится одновременно иммуномодулятором, удобрением и стимулятором роста для культурных растений.

:re3: ну прям ваще)))

не верю!

  • Респект! 1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
В 07/06/2022 в 06:27, С.Хотабыч сказал:

так у него же есть своя инструкция в зависимости от культуры. Порошок разбавляешь водой, желательно не водопроводной сразу, а отстоянной( без хлора) и опрыскиваешь, но сам не пользуюсь, это скорее для аутодора будет лучше. Для индора удобряхи должны работать и подготавливать к цветению, а понаписано в инструкциях круто: 

-После применения «Фитоспорин» начинает действовать сразу: бактерии активизируются, активно питаются и выделяют продукты жизнедеятельности. Последние подавляют споры и болезнетворные микроорганизмы, нейтрализуют вредоносную микрофлору. Растения приобретают иммунитет к болезням. Если в составе препарата антигнили есть добавка «Гуми» в качестве натурального реаниматора, «Фитоспорин-М» становится одновременно иммуномодулятором, удобрением и стимулятором роста для культурных растений.

:re3: ну прям ваще)))

не верю!

Тож не верю я с тобой братикHappy Blue Jays GIF by MLB

  • Респект! 1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это ж надо ж так было распидалить))) 👍👍👍😊👌

Это ж надо ж так было распидалить!))) 👍👍👍😊👌

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
Цитата

Минусы кокосового субстрата

Кокос в качестве субстрата решает все эти задачи, но вот почему я от него в итоге отказался:

  • Кокосовый субстрат практически нельзя использовать повторно.
  • Если кокос пересохнет, то вы гарантированно словите засол. Взрослое растение необходимо поливать минимум раз в сутки. Конечно, можно взять огромный горшок, но горшок больше 7 литров — это не рациональное использование пространства. 
  • Сложно реализовать реверсивную систему, потому что кокос постоянно вымывается и загрязняет раствор. Поэтому нужны фильтры, а лучше несколько. 
  • Поливать нужно до дренажа, а это 30% выкинутого раствора и каждодневный танец с тазиком, который надо достать, вылить дренаж и вернуть обратно. 
  • Проблема катионного обмена. Если его недостаточно хорошо подготовить, то кальций и магний будут удерживаться в нем, а калий наоборот высвобождаться, что приведет к дефицитам. Да и если подготовить, то проблема катионного обмена уходит лишь на время. Если у вас есть навык корректировки питания и определения дефицитов, то вам повезло, если нет, то это может быть реальной проблемой. Так что кокос с натяжкой является инертным субстратом.

1. Неправда, использовал кокос  до 3х раз, можно было бы еще

2. Так не допускай что бы пересыхало, земля если пересохнет то тоже не айс будет

3. Нет ничего проще, главное кокос промыть от песка, потом в баке вода весь гров прозрачная, да и всякая биота левая не заводиться, так как сам кокос выступает вроде фильтра, на крайняк положить на дно кусок геотекстиля к примеру...... Хотя у мя и так все работало

4. Делаешь реверс, подбираешь концентрацию и растиха компот выпивает почти до дна, сколько насос захватывает

5. Это фиксится реверсом и первой неделей полива..... Так как растиха первую неделю практически не есть из вне, а только пьет, то можно сделать слабый раствор калмага и буферизировать кокос...... Я не парился, делал компот из триады от Х по таблице и не разу не схватывал дефа кальция или магния..... Кокос при этом только промывал от соли и песка.. ... И то первый цикл, на второй даже особо корни не выбирал, основной комель вытащил, размял руками комья, промыл осмосом и погнал на второй цикл......

НО кокос абсолютно спокойно заменяется перлитом промытым от пыли......

 

Изменено пользователем ЕдинорожикСерёжа
  • Респект! 3

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да любой субстрат можно многократно использовать, если чё прокипятил в кастрюле и всё)))))):kos:субстрат нужен для того, чтобы куст не упал в боксе, я так думаю, он корни держит и фиксирует в некотором положении, но поливать нужно только компотом, нормальным компотом и не будет проблем! пофигу какой кокос, он просто непростой, как представляется пионерам новичкам в грове.

  • Респект! 3

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот кстати у меня не пончики, почему в кокосе/перлите пш может плавать от 5.5 до 6.3

А тоже пеностекло или керамзит проблемы начинаются уже от 5.8?

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
Только что, ЕдинорожикСерёжа сказал:

Вот кстати у меня не пончики, почему в кокосе/перлите пш может плавать от 5.5 до 6.3

А тоже пеностекло или керамзит проблемы начинаются уже от 5.8?

нужно правильно интерпретировать значения и всегда увязывать с температурами, при которых эти значения высвечиваются, патаму как разные элементы при разных температурах имеют разное всасывание и состояние в растворе.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
1 минуту назад, С.Хотабыч сказал:

правильно интерпретировать значения

Ну вот к примеру растил я на перлите, темпа компота плавала от 20 до 26 гр, и пш при этом можно было не корректировать в коридоре от 5.5 до 6.3, а на пеностекле даже при температуре 24 и пш 5.5 начинались проблемы, и наоборот темпа была в районе 18-20гр а пш поднимался чуть выше 5.8, все, пздц, приехали....растиху коноебить начинало....

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
1 минуту назад, ЕдинорожикСерёжа сказал:

Ну вот к примеру растил я на перлите, темпа компота плавала от 20 до 26 гр, и пш при этом можно было не корректировать в коридоре от 5.5 до 6.3, а на пеностекле даже при температуре 24 и пш 5.5 начинались проблемы, и наоборот темпа была в районе 18-20гр а пш поднимался чуть выше 5.8, все, пздц, приехали....растиху коноебить начинало....

всё в мире относительно, один раз растишь зимой, другой раз летом, на гидре имеет большое значение сама по себе частота смены раствора, свежий/не свежий ну и конечно же важная составляющая производитель удобрений))))

  • Респект! 1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
5 минут назад, С.Хотабыч сказал:

производитель удобрений

Все вводные одинаковые, кроме субстрата...... Производитель удобрений тоже один и заслуживает доверия.....

  • Респект! 1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
9 минут назад, ЕдинорожикСерёжа сказал:

Все вводные одинаковые, кроме субстрата...... Производитель удобрений тоже один и заслуживает доверия.....

не пробывал ещё на пеностекле, надо будет попробывать)))) появится своё мнение..мне проще сделать вывод будет потом))

  • Респект! 1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
1 час назад, С.Хотабыч сказал:

всё в мире относительно,....

Поддерживаю , три волосины на голове это как бы мало , а три волосины в тарелке с супом, это как бы перебор ! Всё относительно !! :D

  • Респект! 3

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Попробовал собрать аналогичный аппарат, на дно горшка кину керамзит, а сверху кокос, скоро добавлю туда автоматическую регулировку ph.

  • Респект! 1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день, есть вопрос: если на дне всегда остаётся жидкость, есть риск загнивания корней, как его избежать?

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
В 07/06/2022 в 04:59, mmmax сказал:

Большое спасибо за пост. Есть пара вопросов от новичка, если можно:

1. в каком количестве (гр на литр) и на каких этапах использовать Фитоспорин-М?

2. Какие удобрения используете и какой ph держите в системе?

3. Изначально как проращиваете растения, прежде чем отправить в эту систему?

За идею спасибо, для меня идеальный вариант, хочу собрать такую же систему для помидорок.

3. В минеральной вате прекрасно проращивать! 

И можно заменить горшок на гроубэг

 

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
В 02/06/2022 в 11:40, СуперМодерДзаги сказал:

 

3 причины не выбирать DWC

1. Патогены в растворе

Споры плесени, вредные бактерии и другие патогены легко могут попасть в раствор, который является питательной средой для них. От патогенов надо как-то защищаться. Я настоятельно рекомендую использовать сенную палочку. Препарат Фитоспорин-М представляет из себя ее споры, которые вы можете добавить в раствор. Размножившись, сенная палочка будет подъедать все лишнее, в том числе водоросли. Это отличная профилактика корневой гнили. Многие используют в DWC перекись водорода или хлоргексидин, но это полумеры. Проблемы лучше предотвращать, чем пытаться с ними справляться, когда они уже возникли. 

2. Повреждение корней

Растение постоянно потребляет раствор и его уровень в DWC то падает, то снова растет, когда вы пополняете бак. Следует знать, что корни выполняют две функции: всасывающую и транспортную. Потреблять воду и питательные элементы могут только самые тонкие корневые волоски. 

Эти корневые волоски очень нежные и крайне чувствительны к изменениям окружающей среды. Когда часть корней оказывается в воздухе, то корневые волоски начинают отмирать из-за недостаточной влажности, и корень в этом месте превращается исключительно в транспортный. Он уже не сможет восстановиться. И когда вы такой корень снова поместите в раствор, это место с большой вероятностью начнет гнить. 

Корни элементарно не успевают приспособиться нормально ни к одной из сред. Чтобы этого избежать, надо постоянно поддерживать уровень раствора, желательно у самого горшка с субстратом. И зачем тогда мне большое ведро, если придется каждые два дня доливать раствор для поддержания уровня? 

3. Недостаток аэрации

Растению для успешной транспирации необходимо иметь температуру в корневой зоне ниже, чем в кроне, иначе корни толкают воду, а испарятся она не успевает. Корневое давление будет расти. Это не очень хорошо, поэтому важно поддерживать в корнях температуру минимум на пару градусов ниже. 

В почве это происходит само собой. В принципе, вода тоже всегда имеет чуть меньшую температуру, нежели воздух. Но давайте вспомним, как нам предлагают аэрировать раствор в DWC. 

В зависимости от мощности, компрессор прогоняет разное, но всегда большое количество воздуха через раствор постоянно, что приводит к тому, что температура раствора все время стремится к температуре воздуха. А все это ради чего? Насыщение кислородом скажете вы! Давайте разбираться!

Аэрация в DWC

В океанах основную массу кислорода вырабатывает фитопланктон, но такого удовольствия у нас нет. Нам доступно лишь прямое насыщения путем диффузии, то есть соприкосновением воды и воздуха. Тут есть два важных момента. Первый заключается в том, что существует предел насыщения воды кислородом, который зависит от температуры.

pasted image 0.png

На этой картинке вы видите примерный максимум насыщения при определенной температуре. Как можно заметить, чем выше температура, тем меньше становится максимальное значение. Если вы достигли предела насыщенности, то как вы в раствор не дуйте, больше уже кислорода туда не поместится. Увы. Поэтому мощность компрессора вас не спасет. 

Второй момент заключается в том, что при контакте с воздухом, кислород насыщает тонкий поверхностный слой быстро и эффективно, но чем глубже, тем медленнее и в меньшем количестве кислород туда проникает. Следовательно для эффективного насыщения необходимо обеспечить максимальную площадь поверхностного слоя и постоянно его обновлять, а это лучше всего делать перемешиванием. В реках вода постоянно течет, и верхний слой все время обновляется за счёт рельефа дна и скорости потока.

А теперь давайте посмотрим на аэрацию компрессором и камнем сквозь призму всего, что я описал выше. Температура в боксе должна быть в пределах 23-25 градусов. На практике температура бывает еще выше. Воздух постоянно проходить сквозь раствор, нагревает его и снижает максимальную растворимость кислорода в нем. И если вам кажется, что пузырьки успешно перемешивают раствор, то спешу вас расстроить. Если в хорошем джакузи вода действительно перемешивается, то маленькие пузырьки, которые создаёт камень просто чуть-чуть увеличивают площадь контакта раствора с воздухом. Если посчитать насколько, то вы удивитесь, когда увидите увеличение в среднем на 10-20 см². А в будущем комке корней, который будет плотно лежать на камне они вообще ничего перемешивать не будут толком, разве что поверхностный слой не будет застаиваться и зарастать пленкой из бактерий. 

Иными словами, для того, чтобы насытить воду кислородом, компрессор вовсе не необходим, банальное перемешивание нисколько ему не будет уступать, тем более, если обеспечить большую площадь поверхностного слоя. В аквариумистике это уже поняли и хоть сколько-нибудь значимые по объему аквариумы аэрируют активным перемешиванием. 

Еще минусы DWC

  • Постоянный навязчивый шум от компрессора и пузырьков, который делает стелс выращивание сомнительной затеей
  • Связанность бака и посадочного места
  • Отсутствие возможности перемещения системы и растения отдельно от неё
  • Трудности с заменой раствора и необходимость постоянно следить за его уровнем

В итоге единственным плюсом DWC является то, что это гидропоника. Но с таким подходом лучше ее не знать вовсе, ибо она превращается в ад, который отобьет желание заниматься ей даже у самого большого энтузиаста. Нормального развития корневой без танцев с бубном в такой системе добиться практически нереально. Это не значит, что она убивает ваше растение, но до идеала ей как до луны. Это худшая из возможных активных гидропонных систем, а гидропоника должна быть не сложнее выращивания в почве. 

 

 

 

Ну что сказать, то что тут понаписано про DWC явный перебор, чел видимо взялся потом обасрался не понял самой сути в ввиду отсутствии полноценной практики и надлежащих условий, потому как его 40х40х120 для полноценной двц это смех и решил всем поведать какой это ад.

Корневая гниль, да возможна, но это не страшно и далеко не всегда, даже не страх**сь фитоспорином или другими более дорогими средствами. Даже если и словишь, то это не проблема, решается на раз, чаще всего это бывает на ранней стадии веги и тот же фитоспорин всё исправит, но желательно для профилактики им же  опрыскать растение и керамзит. На ранней веге когда лиственная масса скудная и не в состоянии прикрыть бак с раствором от жара лампы, то температура в нём довольно высокая 25+ вот и возникает среда для заражения. Очень хорошее средство таблетки глиокладина, беру пару таблеток и пальцами перетираю в порошок посыпая вокруг ствола на керамзит и ещё одну кидаю в бак и всё, можно спать спокойно, дёшево и эффективно, помню раньше брал две посудомоечные губки, сшивал их и во внутрь клал несколько таблеток глиокладина и в бак, давно уже не пользуюсь, но для профилактики можно. А как правило полноценной корневой на стадии цветения достаточно инзимов .

Про повреждение корней, ну это вообще бредятина, аэрация раствора орашает всё пространство и те корни которые только вылезли из горшка и не достигли раствора. И если они отмирают то это проблема(передоз) раствора или просто в их ненадобности самому растению и никакой гнили словить на этой стадии невозможно.

Про недостатки аэрации, опять высано из пальца, компрессор желательно изолировать от прямых лучей лампы, потом в боксе должен присутствовать обдув и вытяжка, плюс пассивный приток под который можно и поставить компрессор для охлаждения, а зрелой корневой не страшна температура 25 и выше, в зимние время она как правило ниже.

То что для него минусы двц, шум и т.д., под 500куб вытяжку под два вентилятора и компрессор(30л/мин) в   целом под эту музыку замечал, что спится лучше чем без.

Связанность бака и посадочного места , не понял, как раз в двц можно спокойно отделить бак от посадочного места.

Отсутствие возможности перемещения системы и растения отдельно от неё, спрашивается , а зачем? вначале реши вопросы с размещением, что бы потом не еб..ись. Конечно свои 120х120х200 с кустом перенести в одну охапку нереально, но были ситуации что приходилось разбирать палатку, переносить куст, потом опять заново, ну форс мажор, это жизнь, всё бывает, доводилось.

Трудности с заменой раствора и необходимость постоянно следить за его уровнем , ну если для тебя это трудности, то нехера лезть в эту тему. 

Суть в том , что на фоне своей системы он решил обгадить реально простой и очень продуктивный метод выращивания, 15 годков ращу на двц и не променяю этот метод ни на что другое.

 

 

 

  • Респект! 1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Создать...

Успех! Новость принята на премодерацию. Совсем скоро ищите в ленте новостей!